Привязка чат бота к Facebook Messenger — Михаил Бабич

Марком Цукербергом движет совершенно иной интерес, нежели боты или их польза, когда он продает аудитории платформу для ботов. Происходит другая игра, в которой боты — всего лишь временный инструмент для передела зоны влияния Facebook на телефонах.

Марк Цукерберг на конференции F8 2016 рассказывает о ботах

Для начала полезно будет вспомнить немного истории и провести некоторые параллели, чтобы понять менталитет и тактику взаимодействия Facebook.

Кто-то помнит такое явление, как Facebook Apps? Те самые, которые работали внутри платформы Facebook и пытались на аудитории Facebook зарабатывать, думая, что получили бесплатный дешевый доступ к аудитории. В основном, конечно, это были социальные игры. Но бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В итоге издатели вкладывали огромные деньги в контент и сервисы исключительно на платформе сети, а потом платили еще больше денег за рекламу в этой самой сети, а также за рекламу вне сети Facebook, которая привлекала пользователей на платформу Facebook, где можно было попользоваться этими приложениями. Где сейчас все эти приложения?

В Facebook платят все, каким бы бесплатным это изначально не казалось: пользователи своим временем за счет алгоритма бесконечной выдачи мусорного контента и рекламы, а компании оплачивают эту самую рекламу и доступ к аудитории. Бесплатного в Facebook нет ничего.

Это же относится и к бизнес-страницам в Facebook: сначала поощряется их бесплатное создание, компании вкладывают огромные бюджеты в лайки своих страниц, включая покупку рекламы в Facebook, а затем сеть начинает искусственно ограничивать показы постов этих страниц аудитории, на покупку которой компании уже потратили огромные бюджеты. Теперь стало необходимо платить еще и за то, чтобы эта аудитория могла видеть посты этих страниц. То же самое, к слову, сейчас начинает происходить в сети Instagram, которой владеет Facebook: вводится искусственный алгоритм выдачи «актуальных» постов и теперь сеть сама будет контролировать что именно не показывать, чтобы за показ требовать деньги.

Еще один пример — это ограничение трафика из сети Facebook на статьи крупных новостных изданий. Издания активно мотивировали делиться своим контентом в сети Facebook, продвигая кнопки сети на своих страницах, чтобы в дальнейшем получать аудиторию из сети, которая кликает на ссылки. Но «недолго мучилась старушка». Трафик резко упал на треть, а Facebook предложил под предлогом заботы о пользователях сохранить количество просмотров, если издания начнут публиковать статьи напрямую в сети Facebook посредством Instant Articles, на продаже рекламы в которых Facebook уже сможет получать свой сочный кусок.

Пока компании думают, что они могут поживиться на доступе к аудитории, Facebook с их же помощью и их же руками, берет их в заложники, по сути получая долю в их бизнесе, перераспределяя их рекламные бюджеты в свою сеть и приучая их пользователей использовать сервис через платформу Facebook.

Здесь интересно посмотреть на тактику Цукерберга и тот короткий поводок, который он неизменно затягивает на шее тех, кто думает чем-то разжиться на аудитории сети. Марк сначала красиво продает идею, махая перед носом косточкой в виде возможного доступа к пользователям, и кидает эту косточку в необходимом ему направлении. Все наперегонки начинают бежать в этом направлении в надежде получить свой кусочек косточки, протаптывая для Facebook новое направление своими бюджетами и деньгами инвесторов, усилиями и промо в своей аудитории, которую пересаживают с привычного ей канала взаимодействия вне сети Facebook на новый, но уже внутри сети Facebook — выгодный для Цукерберга. Компании сначала вкладываются, чтобы пользователи начали пользоваться новым каналом взаимодействия, который не так, чтобы лучше, чем предыдущие привычные, который к тому же требует обучения, привыкания и постоянному напоминанию о нем, пока он не войдет в обиход. Затем, когда канал взаимодействия станет привычным, эти же компании становятся вынужденными платить за доступ к аудитории через этот канал взаимодействия.

История показывает, что Facebook — это весьма циничная и беспринципная компания-манипулятор, которая действует не из расчета заработка и получения аудитории за счет качества сервиса, а из расчета манипулирования кнутом и пряником, постоянной сменой правил игры на свое усмотрение, используя и дальше сбрасывая балласт, замыкая все на себя. Facebook стал отдельным интернетом внутри сети интернет, в котором все платят, каким бы бесплатным это изначально не казалось: пользователи своим временем за счет алгоритма бесконечной выдачи мусорного контента и рекламы, а компании оплачивают эту самую рекламу и доступ к аудитории. Бесплатного в Facebook нет ничего.

Проблема для Марка Цукерберга

Теперь, принимая во внимание тактику Facebook, можно переходить к теме ботов, вернее чат-ботов, в Messenger. И тут важна, прежде всего, мотивация Facebook и в чем различаются реальные цели, которых хочет достигнуть Цукерберг, и то, что он продает пользователям.

Прибыль Facebook по сегментам

Очевидно, что мобильные телефоны уже обошли десктопы по времени взаимодействия, а основной рост Facebook получает именно за счет роста прибыли с рекламы в мобильном приложении. Для дальнейшего роста в этом направлении компании необходимо подключать больше пользователей в основное приложение Facebook т.к. алгоритм выдачи бесконечного мусора в новостной ленте, который увеличивает время, проведенное на платформе, а значит и показанную рекламу, уже и так зашкаливает. В этом направлении рост ограничен двумя параметрами — это прирост пользователей и рост рынка мобильной рекламы. Поскольку последнее не зависит от Facebook, остается заниматься инициативами по привлечению новых пользователей: «бесплатный» интернет в Индии и беспилотные самолеты на солнечных батареях, которые будут раздавать беспроводной интернет.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.