Telegram bot клавиатура — Урок 8. Bot API v2

Урок 8. Bot API v2: Кнопки и редактирование сообщений

В начале апреля 2016 года вышло первое по-настоящему крупное обновление API для ботов. Изменений довольно много, поэтому материал я разобью на несколько частей. Сегодня поговорим об inline-кнопках и редактировании сообщений, а затем обсудим новые инлайн-режимы вместе со специальными кнопками для отправки геолокации и номера телефона.

Начнём с двух важных изменений:1) Каждая кнопка, будь то обычная или инлайн, это теперь самостоятельный объект KeyboardButton или InlineKeyboardButton, не забудьте обновить своих ботов!2) В Inline-режиме все текстовые поля теперь представлены отдельными объектами InputMessageContent, которые, в свою очередь могут быть аж 4-х типов (подробности тут).

Итак, инлайн-кнопки. Что это такое? Это специальные объекты, которые «цепляются» к конкретным сообщениям и распространяют своё действие, в общем случае, только на них. Делятся такие кнопки на три типа: URL-кнопки, Callback-кнопки и Switch-кнопки.Самыми простыми являются кнопки-ссылки (URL). Как видно из названия, их цель — просто перекидывать пользователей по определенным веб-адресам. Давайте сразу напишем обработчик, который будет на любое сообщение отвечать каким-либо текстом и предложением перейти, например, на Яндекс.

Инлайн-клавиатура представляет собой объект InlineKeyboardMarkup, а каждая инлайн-кнопка — это объект InlineKeyboardButton. Чтобы получилась URL-кнопка, нужно указать значения параметров text (текст на кнопке) и url (валидный веб-адрес). В результате бот пришлет нам такое сообщение (см. рис.). В целях обеспечения безопасности, перед переходом по URL-кнопкам появляется всплывающее окно, в котором видна ссылка целиком.

url-кнопка

Прежде, чем мы перейдем к другим кнопкам, давайте познакомимся с функциями редактирования сообщений, коих тоже три: editMessageText (редактирование текста), editMessageCaption (редактирование подписи к медиа) и editMessageReplyMarkup (редактирование инлайн-клавиатуры). В рамках этого урока рассмотрим только первую функцию, остальные работают аналогично и предлагаются для самостоятельного изучения.Чтобы отредактировать сообщение, нам надо знать, про какое именно идёт речь. В случае, если оно было отправлено самим ботом, идентификаторами служит связка chat_id + message_id. Но если сообщение было отправлено в инлайн-режиме, то ориентироваться надо по параметру inline_message_id.

И вот теперь вернемся к нашим кнопкам. На очереди — Callback. Это, на мой взгляд, самая крутая фича нового обновления. Колбэк-кнопки позволяют выполнять произвольные действия по их нажатию. Всё зависит от того, какие параметры каждая кнопка в себе несёт. Соответственно, все нажатия будут приводить к отправке боту объекта CallbackQuery, содержащему поле data, в котором написана некоторая строка, заложенная в кнопку, а также либо объект Message, если сообщение отправлено ботом в обычном режиме, либо поле inline_message_id, если сообщение отправлено в инлайн-режиме.

Приведу пример, после которого все вопросы должны отпасть: пусть, например, если сообщение отправлено ботом в обычном режиме, то нажатие на кнопку заменит текст сообщения на «Пыщь», если в инлайн — то «Бдыщь». При этом в обоих случаях значение callback_data будет равно test. Что для этого нужно сделать: во-первых, написать простейший хэндлер для всех входящих сообщений, во-вторых, написать простейший хэндлер для инлайн-сообщений, в-третьих, написать простейший хэндлер для колбэка, который определит, из какого режима пришло сообщение.

Запускаем бота, отправляем инлайн-сообщение, которое, в свою очередь, вызовет обычное:

до проверки

Нажмем на обе кнопки, результат правильный:

после проверки

Таким образом, callback-кнопки — это очень мощный инструмент для взаимодействия пользователей с ботом, а редактирование сообщений дополнительно помогает в этом.Более того, нажатие на колбэк-кнопку может дополнительно тригернуть либо уведомление в верхней части экрана, либо всплывающее окно. Покажу первый вариант. Пускай помимо изменения сообщения на «Пыщь», аналогичное слово показывается уведомлением. Для этого перепишем первое if-условие в хендлере колбэков:

Результат — на скриншоте. Попробуйте, кстати, изменить аргумент show_alert на True и посмотрите, что получится.

Всплывающее уведомление

Наконец, остался последний тип кнопок — Switch (переключатель). Они нужны, чаще всего, для обучения пользователей работе с ботом в инлайн-режиме. Чтобы активировать сделать кнопку такого типа, нужно указать аргумент switch_inline_query либо пустой, либо с каким-либо текстом. В последнем случае этот текст будет сразу подставлен в поле ввода, например, для показа демонстрации инлайна. Как вообще работает такая кнопка? При нажатии на неё Telegram предложит выбрать чат, после чего подставит в поле ввода ник вашего бота и (если есть), текст, указанный вами в аргументе switch_inline_query. Давайте попробуем так сделать. Добавим кнопку, которая будет перенаправлять пользователя в какой-либо чат и предлагать в инлайн-режиме запрос «Telegram». Код всего хендлера выглядит вот так:

Теперь, если мы нажмем на кнопку и выберем чат, вот что получится:

результат

Итак, в этом уроке мы познакомились с новыми кнопками в Telegram Bot API, научились редактировать сообщения и отправлять небольшие уведомления по нажатию. В следующий раз продолжим изучать новые возможности для ботов.А исходники к этому уроку можно найти в этом репозитории

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.