Telegram bot кнопки — Делаем робота в Telegram
Доброго времени дня и ночи, мой дорогой читатель. Пожалуй, мне бы стоило поздравить тебя с наступившим новым годом, но нет, прости, я не особо склонен ко всякого рода поздравлением. Не будем отходить от темы — полгода назад я написал статью о том, как создать своего самого первого робота в Telegram на Python3 и запустить его.
С тех пор прошло довольно много времени, несколько раз обновлялся Telegram Bot API, и сегодня я решил продолжить свой рассказ о создании своего робота.
Вступление
Для начала немного информации для общего развития — о том, что такое клавиатура в боте и для чего она нужна.
Когда мы впервые запускаем любого бота, мы используем кнопку Start (Запуск), затем можем продолжить общение с ботом посредством команд или любых других текстовых сообщений.
По правде гениальные разработчики Telegram решили пойти дальше и предложили создателям ботов использовать так называемые клавиатуры для роботов — эти клавиатуры заменяют обычные текстовые устройства ввода на телефонах и отображаются под полем для ввода сообщения.

Что происходит, когда мы нажимаем кнопки под полем для ввода сообщения? Ничего сложного — лишь отправляется тот текст, который мы видим на кнопке. То есть нажатие на Настройки
приведёт к отправке сообщения с текстом Настройки
от твоего имени к боту и только.
Далее робот просто обрабатывает полученный им текст. Никакой магии. Знаю по своему опыту, что очень любят код (вру, не все) — поэтому сейчас мы приступим к его написанию.
Полагаю, прочитав мою предыдущую запись, ты сможешь установить и настроить Python3, а также создать самого простого бота, отвечающего на команду /start
.
Пишем код
Для начала нам придётся зарегистрировать нашего нового робота у @BotFather и получить TOKEN
для соединения с ним. Своего робота я назову Dr. Watson, а логин сохраню в тайне ?
Создадим простого бота, который при запуске будет здороваться с пользователем. Кода, как на картинке ниже, будет вполне достаточно:

Теперь определимся с тем, что будет делать наш робот.
Сделаем так: сразу после запуска бот должен отобразить пользователю клавиатуру с двумя кнопками — Шерлок Холмс
и Доктор Ватсон
.
Отправимся в функцию start
нашего простого бота и изменим её следующим образом:
Помимо всего прочего нужно добавить from telebot import types
в начало нашего файла с роботом.
Теперь объясню, что вообще здесь происходит ?
- С помощью
types.ReplyKeyboardMarkup()
мы создаём объект нашей будущей клавиатуры, в скобках прописываются нужные параметры.resize_keyboard=True
позволяет клавиатуре растягиваться на необходимую высоту вместо того, чтобы занимать всё пространство. - С помощью
.add()
мы добавляем кнопки в нашу клавиатуру.types.KeyboardButton()
представляет собой объект самой кнопки, а в скобках указывается текст на ней. В коде выше я наполняю объект нашей клавиатуры объектами кнопок, заполняя их из списка['Шерлок Холмс', 'Доктор Ватсон']
(полагаю, меня крайне сложно понять сейчас, это нормально, советую прочитать статью про списки иfor
). - Последнее, что нужно сделать — привязать нашу клавиатуру к нужному сообщению, делается это при помощи параметра
reply_markup
в любом методеsend_...
.
Можно сохранить код и запустить робота.

Как видно, под полем для текста появились две заветные кнопки. Что дальше? Теперь нужно научить нашего робота обрабатывать сообщения, отправляемые ему после нажатия на кнопки.

Рассмотрим мой код выше. В функции start
мы используем метод register_next_step_handler
для того, чтобы следующее сообщение от нашего пользователя сразу попало бы в обработчик name
(который указан вторым параметром; первый — объект отправленного нами сообщения).
В функции name
мы обработаем ответ пользователя — отправим сообщения о Шерлоке Холмсе и Докторе Ватсоне.

На картинке выше я добавил сообщения, которые будут отправляться пользователю после нажатия на любую из кнопок.
Сохраним файл с нашим роботом и запустим его, не забыв заново отправить команду /start
(старые кнопки уже не сработают).

Вот так бот ответит нам на нажатие на кнопку. Но замечу, что повторное нажатие ни к чему не приведет, поскольку только после команды /start
бот будет проверять текст сообщения на наличие Шерлока Холмса и Доктора Ватсона.
Подведём итог: клавиатуры позволяют отправлять целые сообщения по одному лишь нажатию пользователя. В кнопки можно записывать любые текстовые фразы, даже содержащие в себе Emoji. ?
После отправки бот должен обработать полученную фразу, причем неважно, как именно.
Отмечу, что у пользователя всегда есть остаётся возможность отправить сообщение при помощи обычной клавиатуры.
Ещё хочу добавить, что для объекта кнопки есть два интересных параметра, принимающих логические значения — request_contact
и request_location
. Первый запрашивает телефонный номер пользователя, а второй его местоположение. Узнать больше о параметрах и возможностях клавиатуры можно в официальной документации Telegram Bot API. Думаю, на этом часть с клавиатурами можно закончить.
Inline-режим
Так называемый Inline-режим появился у роботов в апреле прошлого года. Предлагаю для начала рассмотреть суть его работы. ?
Есть два варианта использования Inline: первый — в самом боте, в сообщениях, отправляемых ботом; второй — вне бота, где-нибудь в произвольном чате, начав набирать логин бота в поле для текстового сообщения.
Сегодня я хочу рассказать про первый вариант Inline-режима. С помощью него можно прикреплять Inline-кнопки к сообщениям, которые отправляются ботом.
То есть под каждым сообщением могут быть различные кнопки, выполняющие самую разнообразную работу. Например, в популярных каналах нередко используют лайки, реализованные как раз при помощи Inline-кнопок.
Inline-кнопки прикрепляются к сообщениям точно так же, как это делают клавиатуры. Отличаются лишь названия и параметры методов.
Внесем некоторые изменения в наш код. Теперь нашей целью будет отредактировать сообщение после нажатия на кнопку.
Да-да, Inline-кнопки способны редактировать уже отправленные нашим роботом сообщения. ?

По порядку рассказываю, что здесь творится. ?
- Вместо обычной клавиатуры мы используем метод
types.InlineKeyboardMarkup()
. ⌨️ - В объект так называемой Inline-клавиатуры мы сохраняем объекты наших кнопок —
types.InlineKeyboardButton(text='...', callback_data='...')
. Как ты уже мог догадаться, в параметрtext
записывается то, что увидит наш пользователь. Но что такоеcallback_data
? О, этот вопрос мучил многих начинающих разработчиков ботов, и я не исключение. Постараюсь объяснить. Во-первых, параметрcallback_data
— это строка. Во-вторых, эта строка представляет собой некий адрес, код, который отправляется боту по нажатию на данную кнопку. Бот обрабатывает этот адрес-код и выполняет нужное действие. В нашем примере текст на кнопке равен содержимомуcallback_data
— то есть Шерлок Холмс и Доктор Ватсон соответственно. ? -
Хендлер, или правильнее сказать, обработчик
@bot.callback_query_handler(func=lambda c: True)
принимает все запросы, отправляемые из Inline-кнопок. Объект запросаc
передаётся в функцию, где далее обрабатывается. - В функции
inline
наш адрес, или код, как тебе нравится, хранимый вc.data
(c
, как ты помнишь, это объект нашего запроса, который попадает в функцию), проверяется роботом. И если этоШерлок Холмс
илиДоктор Ватсон
, то робот выполняет заданное действие — редактирует сообщение, заменяя в нём текст.
Сохраним наш код и запустим робота. Отправим команду /start
и попробуем нажать на любую из кнопок.
Как видно, текст сообщения от бота изменился после нажатия на кнопку.

Вместо callback_data
можно также указать url
— любой URL адрес; по нажатию на такую кнопку пользователь перейдёт в браузер.
На самом деле Inline-кнопки способны почти на всё — с помощью них можно даже отправлять обычные сообщения. Все функции и возможности описаны в Telegram Bot API. Пожалуй, это всё, что я хотел рассказать тебе о первых шагах в Inline.
А теперь небольшой подарок для всех читателей моего блога — ниже я оставлю код и описание простого бота, с помощью которого можно читать книгу в формате .txt
в одном-единственном сообщении ?
Робот для чтения книги ?
По команде /start
этот робот отправляет первую страницу — на каждой странице по 700 символов из книги.

С помощью стрелок ⬅️ и ➡️ можно листать страницы — текст сообщения будет изменяться вырезками по 700 символов.

Ниже я оставляю тебе код этого бота — чтобы запустить, достаточно положить рядом с ботом любую книгу в формате .txt